
2.4 Система мониторинга качества дошкольного образования
ЦЕЛИ:
Цель мониторинга - сбор и анализ информации о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Для принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в Карабудахкентском районе выделены цели по следующим направлениям:
- совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования, а также повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;
- повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого - педагогические условия);
- совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу; повышение качества управления в ДОУ.
План мероприятий по повышению качества образования МР Карабудахкентский район
Районная целевая программа развития образования
План работы УО 2022-2023 уч. год
ПОКАЗАТЕЛИ:
- количество граждан в возрасте от 2 до 7 лет, которым предоставлено общедоступное и бесплатное дошкольное образование;
- средняя наполняемость дошкольных групп;
- средняя наполняемость групп для детей раннего возраста;
- соответствие содержания ООП ДО по ФГОС ДО;
- эффективное использование современных образовательных технологий;
- наличие учебно-методического комплекса в соответствии с реализуемыми программами;
- доля воспитанников, принявших участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, олимпиадах;
- соответствие уровня развития детей целевым ориентирам;
- наличие в ДОУ психолого-педагогического сопровождения детей с особой исходной ситуацией развития;
- удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством предоставляемых образовательных услуг;
- доля укомплектованности педагогическими кадрами;
- характеристика по уровню образования;
- доля педагогических кадров с высшим профессиональным образованием от общего числа педагогов;
- характеристика по стажу работы;
- доля педагогов, прошедших курсовую переподготовку не менее одного раза в пять лет;
- доля педагогов, принявших участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, фестивалях и т д.;
- участие педагогов ДОО в составе жюри, экспертных группах и т.д.;
- результативное участие в смотрах, конкурсах ДОО;
- состояние зданий, территорий ДОО;
- соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО (содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная);
- использование современного оборудования, ТСО и игровых материалов нового поколения;
- наличие сайта ДОО (соответствие требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012);
- отсутствие случаев детского травматизма во время пребывания в ДОО;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима;
- наблюдение и контроль над состоянием психофизического здоровья детей;
- отсутствие отрицательной динамики карантинов по инфекционным заболеваниям;
- снижение количества заболеваний детей;
- финансовое обеспечение реализации ООП бюджетного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания;
- оплата труда работников учреждения (средняя заработная плата);
- НСОТ (доля фонда стимулирующих выплат);
- расходы на материально-технические ресурсы;
- прочие финансовые показатели (доля внебюджетных средств от общих расходов учреждения);
- наличие охранно-пожарной сигнализации;
- наличие нормативно-правовой базы для обеспечения безопасности воспитанников и работников;
- наличие (отсутствие) вынесенных предписаний со стороны органов противопожарной безопасности, инспекции по охране труда;
- состояние оборудования помещений для работы с детьми;
- наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОУ (далее - ООП ДО);
- соответствие ООП ДО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
- наличие рабочих программ в ДОУ;
- наличие в рабочих программах ДОУ содержания по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
- наличие ДОУ, реализующих AOП ДО;
- соответствие AOП ДО требований ФГОС ДО.
МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ:
На уровне ДОУ могут быть использованы: структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе с использованием оценочных шкал; экспертная оценка образовательных условий ДОУ; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ; самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).
Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в BCOKO, разработанной и реализуемой в ДОУ.
На муниципальном уровне могут быть использованы:
изучение открытых источников информации о деятельности ДОУ (официальные сайты ДОУ);
изучение информации о ДОУ, полученной по запросу Управления образования Карабудахкентского района.
Управления образования Карабудахкентского района изучает информацию, предоставленную каждым ДОУ. Каждый показатель оценивается, используя информацию из раздела «Показатели оценки качества дошкольного образования». По результатам анализа информации, предоставленной всеми ДОУ, заполняются таблицы, в которых отражена обобщенная информация о результатах оценки качества дошкольного образования в Карабудахкентском районе.
Количественный анализ позволяет сформировать представление об общих тенденциях в районе и выделить особенности качества дошкольного образования. Полученные данные могут быть обработаны с помощью методов математической статистики (кластерный анализ).
Качественный анализ направлен на прогнозирование развития муниципальной системы дошкольного образования, разработку адресных рекомендаций и предложений по повышению качества дошкольного образования в Карабудахкентскском районе.
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ:
Результаты мониторинга качества дошкольного образования Карабудахкентского района оформляются в виде заключения (аналитического отчета), утверждаются приказом отдела образования и размещаются на официальном сайте. На основе материалов заключения разрабатываются адресные рекомендации, мероприятия и управленческие решения.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА:
По итогам мониторинга качества дошкольного образования в Карабудахкентском районе составляется аналитический отчет.
АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА:
Адресные рекомендации по результатам анализа мониторинга качества дошкольного образования формируются на основе рекомендаций, включенных в аналитический отчет, которые могут быть даны:
- отдельным ДОУ Карабудахкентского района;
- группам ДОУ, схожим по каким-либо направлениям (ОВЗ, и т.д.)
Содержание адресных рекомендаций может быть связано с использованием успешных практик в системе дошкольного образования, совершенствование качества дошкольного образования, устранением выявленных дефицитов, развитием профессиональных компетентностей и др.
МЕРЫ И МЕРОПРИЯТИЯ:
Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества муниципальной системы дошкольного образования Карабудахкентского района. Цели и содержание мер и мероприятий могут обеспечивать повышение качества дошкольного образования по одному или нескольким взаимосвязанным показателям, которые являются актуальными для всей муниципальной системы, или могут относиться к деятельности отдельных ДОУ.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ:
Принимаются управленческие решения, направленные на совершенствование системы оценки качества дошкольного образования муниципального района:
- разработана муниципальная система оценки качества;
- совершенствование нормативно-правовых актов в части реализации системы оценки качества дошкольного образования.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТЫХ МЕР:
Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер направлен на оценку и последующий анализ эффективности реализации комплекса мер и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся. Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом. Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей для дошкольных образовательных учреждений Карабудахкентского района.